МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА

Эдуард  Зюзин


Ссылки на статьи о художнике:
Аукционный дом Хампель.

Статья с сайта ARTinvestment.RU

Информация о художнике с сайта art-collection-belarus.info


Гениальный ученик Шагала.
О художнике Эдуарде Зюзине я слышал не один раз, он очень яркая личность среди московских художников 60-тых годов.
Но вот однажды,  в музей в Джерси-Сити,  пришел коллекционер по имени Энтони Брой, который принес на экспертизу две картины, одну - известного русского живописца Пимена Орлова, бывшего крепостного художника, остаток дней своих прожившего в Италии, вторую - портрет, выполненный карандашом, на бумаге художником, подпись которого было трудно прочесть. Однако принадлежность портрета руке большого мастера, была очевидна.
Энтони купил этот портрет у русского художника, проживающего в Джерси-Сити,  фамилию которого он позабыл. Александр Глезер, посмотрев, мгновенно определил: – «Это графика Зюзина». По воли случая, через несколько дней, Зюзин появился в музее. Он выглядит моложе своих лет – качество присущее людям одержимым творчествам. Внешность и манеры выдавали коренного москвича. Невысокого роста, спортивного телосложения, с седой бородой и усами, живыми светлыми горящими глазами, мужчина лет семидесяти. Каждая судьба индивидуальна, но судьба Эдуарда Зюзина, поражала своей драматичностью.  
Эдуард родился в Москве, семья проживала на 3-й Миусовской улице, дом 6/8 квартира 3, что в районе Тверской-Ямской, в этом доме жили композиторы и артисты, рядом жили Дмитрий Шестакович, Хачатурян, композитор Свешников.
Эдуард знал многих художников, дружил с Анатолием Зверевым, они вместе ходили рисовать зверей в Московский зоопарк, участвовали в неформальных выставках на Малой Грузинской, дружил с поэтом Иосифом Бродским. Эдуард вспоминает:
«Моя мама была ученица Мейрхольда, подруга Зинаиды Райх, также как и Райх, она и ее сестра, моя тетя были убиты, они умерли от пыток в тюрьме КГБ. После смерти мамы, я возненавидел все в этой стране
Меня с раннего детства тянуло рисовать, я учился рисовать везде, где только мог».
Вообще на формирование Зюзина, как художника повлияло три человека, он называет их своими учителями.
Первый – профессор Петербуржской Академии художеств, Георгий Кузьмич Кравченко, чьим наставником был Репин.
Следующим учителем был Василий Ситников, у него Зюзин учился современному искусству. Это было в 60 годы. К слову, Ситников провел в лагерях более 10 лет и относился к советской власти соответственно. От Василия Ситникова Зюзин узнал о творчестве таких художников, как Фальк, Малевич, Кандинский, Пикассо, Шагал.
Третьим учителем Зюзина стал Шагал.
Эдуард впервые встретился с Марком Шагалом в 1973 году в Третьяковской галерее.
«Шагал был в окружении поклонников. Я, молодой, нахальный, протиснулся к нему, представился и  показал свою графику. Мне уже было около тридцати пяти, я был уже зрелый художник, уверенный в себе. Шагал, к великому неудовольствию всех окружающий, заинтересовался моими работами: «Чем вы это делали?»
 – «Шариковой ручкой». Он был поражен: «Я никогда не видел такого мастерства, такого разнообразия стилей».
 «Шагал предложил мне встретиться на следующий день. Говорили в основном о технике, художественном мастерстве. Я сказал ему, что его полыхающий цвет напоминает мне средневековых мастеров, Кранаха, например. Шагал засмеялся: «Вы знаете Кранаха?» Он говорил, что использует в своей технике лаки, лессировки…
 В первую очередь Шагал оценил мою графику, он сказал однажды такое, от чего я покраснел: «Эдик вы рисуете лучше, чем я». У вас невероятная техника. Вы сумасшедший художник в самом высоком смысле этого слова. Может быть, Вы гений. Я хотел бы посадить Вас в золотую клетку и создать все условия для работы».
Вскоре от Марка Захаровича пришло письмо, в котором он приглашал меня принять участие в большой выставке в Токио, где он сам собирался выставляться. На выставку у меня было отобрано шесть работ». В 1980 году, на выставке в Токио работа Эдуарда Зюзина висела рядом с работой Марка Шагала, я листаю пожелтевшие страницы, сохранившегося у Эдуарда каталога.
Однако золотая клетка Шагала обернулась для Эдуарда тюрьмой.
«Шагал прислал мне приглашение в Париж. После предложения Шагала, переехать жить в Париж, жить и работать в Москве мне стало просто не возможно.
«Мне делали провокации, бесконечные провокации, делали налеты на квартиру, уничтожали картины, письма, пытались убить. Затем я был арестован. В общей сложности я провел в тюрьме пять лет. Бутырская тюрьма, Матросская тишина, Троицко-Антропово под Москвой, потом принудительное лечение дали, потом больница номер 5, ты не хочешь, а тебя колют. Санитары заламывают руки, держат тебя и колют. Выжить помогало только творчество. Выжил, потому что занимался графикой
Серия тюремных портретов, написанных маслом, рисунки, выполненные карандашом на бумаге, а иногда просто шариковой ручкой, поражают своей выразительностью, это портреты сокамерников преступников – убийц, мошенников, грабителей и просто воров.
Эдуард уже шестнадцать лет живет в Джерси-Сити.
Наш встреча происходит в музее, Эдуард останавливается возле картины Сергея Пчелинцева с фантастическим сюжетом: ночь, берег моря, буря свалила статую, выбросила на берег сказочную рыбу, огромная фантастическая бабочка, сломанная архидея, в ночном небе мерцают падающие звезды, чешуя рыбы и даже вода выписаны с величайшей любовью.
–«Это настоящий художник», говорит Эдуард, рассматривая картину,
 -«его картины завораживают, как стихи о других планетах».
Эдуард, выразительно читает свои стихи, о планете «Куно»,  мы ошеломленно слушаем, они звучат гениально, как и его рисунки, которые вы можете увидеть:
Лучше заглянуть на сайт - контакт: www.Museum-Rus.org  

Валерий Жильцов, музей русского современного искусства в Джерси-Сити.