МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА

Алексей  Харламов


Биография, сайт Радищевского музея
Работы Харламова на аукционе Bonham's
Работы Харламова на аукционе Bonham's
Работы Харламова на аукционе Bonham's
Работы Харламова на аукционе Bonham's
Работы Харламова на аукционе Bonham's
Работы Харламова на аукционе Bonham's
Работа, проданная на аукционе Walkers's
Работы Харламова на аукционе Sotheby's, Christie's
Работы Харламова на аукционе Sotheby's, Christie's
Работы Харламова на аукционе Sotheby's, Christie's


Алексей Харламов - портрет «Невинной девочки из бедной семьи»
Харламовские «Головки» это большая часть творческого наследия Харламова. Они отличаются от других портретов художника изысканным колоритом. Несовершенству реальной жизни художник противопоставляет свой идеал прекрасного.
В 1880-х годы поиски новых живописных приемов проходили у художника в «головках» и в жанровых картинах этого типа. Вместо корпусной манеры раннего периода он покрывает холст более тонким слоем, сквозь который иногда просвечивает грунт. Это дает основание предположить, что портрет написан в 80 годы, или позже, когда художник достиг вершины популярности, известно, что художник крайне редко ставил дату на своих портретах. Изменился и сам тип «головки», которые отходят от итальяно-цыганского типа, характерного для 1870-х годов. Теперь это изображение девочек с воздушно написанными русыми волосами. О новом типе «головки» говорили еще его современники: «Харламовская головка - название почти нарицательное для этих маленьких грациозных детских головок, с большими не то грустными, не то задумчивыми глазами, с нежными, почти неуловимыми чертами, с «фарфоровой» кожей, напоминающей какую-то грёзу, мечту, таких головок гораздо больше в мечтах художника-поэта, чем в жизни». В его работах, начиная с этой поры, все больше проступают черты слащавости.
Портрет «Юной невинной девочки из бедной семьи» отличается от большинства харламовских «головок» тем, что в ней нет налета слащавости. Художнику, увлекшемуся внутренним состоянием модели,  удалось тонко передать душевное состояние ребенка.
Часто для таких работ Харламову позировала одна и та же модель, или дочери художника.

В данном портрете выбранная модель встречается впервые и никогда больше не повторяется в его следующих произведениях. Очевидно, что эта девочка не относится к членам семьи Харламова, она также не относится к привилегированному сословию, о чем говорит одежда на ней, которая, кстати, не акцентируется художником и уходит на второй план, выполнена художником как бы небрежно, что не характерно для академической манеры Харламова. Главное же место в портрете занимает внутреннее состояние модели, подобранна им в силу присущих модели данных и используемая художником только один раз в этом портрете. Художник, отступив от своих правил, умышленно опустил детали одежды, чтобы подчеркнуть главное, он увлекся передачей душевного состояния модели.

Поражает мастерство художника, сумевшего передать свежесть кожи, выразительность глаз, великолепные волосы девочки, все передано художником с огромной любовью. Эти обстоятельства делают портрет одним из выдающихся шедевров харламовского творчества.

Портрет прекрасно сохранился и находится на подрамнике, натянутый рукой художника в раме соответствующей времени создания портрета, однако рама требуют реставрации. Портрет имеет четкую подпись: A. Harlamoff, исполненную рукой художника, в его манере, в нижнем левом углу.